Как сейчас обстоит дело с т. н. «дроблением закупок»? В июне 2022 г. Минфин России разъяснял, что не существует запрета на заключение нескольких договоров по п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ с одним
ВОПРОС ДНЯ
Как сейчас обстоит дело с т. н. «дроблением закупок»? В июне 2022 г. Минфин России разъяснял, что не существует запрета на заключение нескольких договоров по п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ с одним поставщиком в один день на одни и те же товары, работы, услуги. Изменилась ли правоприменительная практика после этого разъяснения?
ОТВЕТ
Действительно, в письме от 08.06.2022 № 24-01-07/54275 Минфин России разъяснил, что положениями Закона № 44-ФЗ ограничения и запреты на осуществление заказчиками закупок одноименных товаров, работ, услуг у единственного поставщика на основании п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ не установлены. Следовательно, заказчик вправе осуществлять таких закупки (в т. ч. одноименных товаров, работ, услуг) в пределах установленных Законом № 44-ФЗ максимальной цены контракта, максимальной стоимостной доли таких закупок от совокупного годового объема закупок заказчика, а также их максимального стоимостного объема в абсолютном выражении.
Ранее в письме от 14.11.2019 № ИА/100041/19 ФАС России также высказывала мнение, близкое к позиции Минфина России: само по себе неоднократное приобретение одноименных товаров, работ, услуг у единственного поставщика с соблюдением требований п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ не является нарушением Закона № 44-ФЗ, если только такие действия не являются результатом антиконкурентного соглашения.
В силу ст. 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между органами государственной власти и местного самоуправления, с одной стороны, и хозяйствующими субъектами, с другой стороны, если такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции.
Вместе с тем сформировалась обширная правоприменительная практика, в соответствии с которой заключение заказчиком нескольких контрактов по п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ на поставку одноименных товаров, работ, услуг с одним и тем же хозяйствующим субъектом на общую сумму, превышающую 600 тыс. руб., признается действием, направленным на обход конкурентной процедуры («дроблением закупки»).
Если заказчик, уличенный в «дроблении закупки», является органом государственной власти или местного самоуправления, то его могут признать нарушившим п. 4 ст. 16 Закона о защите конкуренции. Можно привести примеры, появившиеся уже после направления Минфином России письма от 08.06.2022 № 24-01-07/54275: постановление Одиннадцатого ААС от 28.09.2022 по делу № А72-3371/2022, решение Тамбовского УФАС от 22.07.2022 по делу № 068/01/16-121/2022, определение Ингушского УФАС от 25.10.2022 по делу № 006/01/16-526/2022 и др.
В силу ч. 7 ст. 14.32 КоАП РФ заключение органом государственной власти или местного самоуправления недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством РФ соглашения наказывается штрафом в размере от 20 000 до 50 000 руб. или дисквалификацией на срок до трех лет.
Кроме того, принятие решения о закупке у единственного поставщика вместо проведения конкурса или аукциона влечет административную ответственность еще и по ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ (штраф в размере 50 000 руб.).
Именно так в решении Псковского УФАС от 16.05.2022 № 03/44-22 были квалифицированы действия муниципального бюджетного учреждения образования, заключившего 22 договора на поставку различных продуктов питания (по 600 тыс. руб. каждый) с разными поставщиками на общую сумму 11 млн руб.
Риск привлечения к административной ответственности — не единственный. Еще более существенным является риск признания договоров, имеющих признаки «дробления закупки», ничтожной сделкой, с применением последствий недействительности сделки: см., например, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 11.08.2022 № Ф08-7347/2022.
Таким образом, изложение Минфином России в письме от 08.06.2022 № 24-01-07/54275 своей позиции относительно допустимости дробления закупок не привело к изменению устоявшихся подходов о недопустимости таких действий.
На вопрос отвечал главный редактор журнала ПРОГОСЗАКАЗ.РФ Олег Гурин.