вопрос дня

В письме от 05.06.2020 № ПГ-12-7403 Минпромторг России рекомендует при проведении совместных торгов устанавливать запрет, предусмотренный ПП РФ № 616...

ВОПРОС ДНЯ

В письме от 05.06.2020 № ПГ-12-7403 Минпромторг России рекомендует при проведении совместных торгов устанавливать запрет, предусмотренный ПП РФ № 616, исходя из стоимости товаров, закупаемых каждым заказчиком. Получается, что если у одного заказчика цена за единицу и общая стоимость закупаемых товаров по одной позиции превышают 300 тыс. руб. и 1 млн руб. соответственно, а у другого не превышают, то в первом случае запрет устанавливается, а в другом нет. Однако на таких условиях объявить совместную закупку просто невозможно!

ОТВЕТ

Текст указанного в вопросе письма Минпромторга России не дает оснований для вывода о том, что в рамках совместной закупки один заказчик может устанавливать запрет, предусмотренный ПП РФ № 616, а у другой — нет.

Считаем неправомерным такое формирование совместной закупки, когда одним заказчикам требуется устанавливать запрет, предусмотренный ПП РФ № 616, а у других заказчиков (при закупке тех же самых товаров) нет для этого оснований в силу исключения, предусмотренного подп. «б» п. 3 ПП РФ № 616 (цена за единицу товара не превышает 300 тыс. руб., а совокупная стоимость товаров по данной позиции менее 1 млн руб.).

Если допустить обратное, то непонятно:

• каким образом установить требования к содержанию заявок участников совместной закупки (в случае установления запрета нужно требовать предоставления документов, подтверждающих страну происхождения предлагаемых товаров, а если запрет не устанавливается, то оснований для такого требования нет);

• как рассматривать заявки участников совместных торгов и принимать решения об их соответствии или несоответствии требованиям извещения о закупке (заявка не может быть признана частично соответствующей или частично не соответствующей требованиям извещения о закупке; получается, что участникам закупки в любом случае придется представить информацию о стране происхождения товара каждый в соответствии с ПП РФ № 616).

Кроме того, в п. 12 ПП РФ № 616 установлен запрет на объединение в один лот товаров, включенных и не включенных в перечень, утвержденный данным постановлением (за исключением закупок промышленных товаров по государственному оборонному заказу). Полагаем, что закупка товаров, подпадающих под действие ПП РФ № 616, совместно с товарами, не подпадающими под его действие в силу исключения, предусмотренного подп. «б» п. 3 ПП РФ № 616, будет являться нарушением п. 12 ПП РФ № 616. Тот факт, что в рассматриваемом случае речь идет о совместной закупке, дела не меняет.

Практика, где в совместной закупке одними заказчиками устанавливался запрет, предусмотренный ПП РФ № 616, а другими нет, нами не выявлена.
При этом есть примеры, когда контрольным органом признавалось правомерным неустановление запрета, предусмотренного ПП РФ № 616, при проведении совместного аукциона, где цена за единицу товара не превышала 300 тыс. руб., а стоимость соответствующих позиций товара у каждого из заказчиков была менее 1 млн руб.: см. решение Омского УФАС России от 21.09.2021 № 055/06/14-930/2021. (изв. № 0152200004721001358).

Таким образом, совместная закупка товаров, включенных в перечень, утвержденный ПП РФ № 616, возможна лишь в одном из двух режимов:

• у каждого из заказчиков имеются основания для применения ПП РФ № 616, вследствие чего при проведении совместной закупки устанавливается запрет, предусмотренный данным постановлением;

• ни у одного из заказчиков нет оснований устанавливать запрет в силу исключения, предусмотренного подп. «б» п. 3 ПП РФ № 616, поэтому при проведении совместной закупки запрет не устанавливается.

На вопрос отвечала эксперт электронной информационной системы ПРОГОСЗАКАЗ.РФ Евгения Васильева.