Закупаем дозатор для мыла и дезинфицирующих средств, который будет использоваться в административном корпусе, а не в лечебном процессе. При этом в позиции КТРУ 21.20.10.159-00000002 имеется справочная информация, согласно которой дозатор относится к медицинским изделиям (код вида 103650). Обязательна ли справочная информация для применения? Должны ли мы требовать от участников закупки регистрационное удостоверение? Или нужно обосновывать невозможность применения КТРУ и использовать код ОКПД2?
ОТВЕТ
Согласно п. 4 Правил использования КТРУ (утв. постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145) заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в позицию КТРУ, в т. ч. указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (ПРИ НАЛИЧИИ ТАКОГО ОПИСАНИЯ В ПОЗИЦИИ).
Позиция КТРУ 21.20.10.159-00000002 не содержит описания объекта закупки. Это означает, что заказчик вправе самостоятельно определять характеристики закупаемого товара, которые составляют его потребность, с соблюдением требований ст. 33 Закона № 44-ФЗ (см. п. 7 Правил использования КТРУ).
Аналогичная позиция изложена в письмах Минфина России от 25.08.2020 № 24-06-05/74463, от 24.01.2022 № 24-03-08/4090, а также поддерживается правоприменительной практикой.
Например, в закупке № 0339100014821000125 заказчик использовал позицию КТРУ 21.20.10.159-00000002, но за отсутствием в данной позиции характеристик товара установил в описании объекта закупки дополнительные характеристики, обосновав каждую из них. Контрольный орган не нашел нарушений в действиях заказчика (решение Кемеровского УФАС России от 28.05.2021 по делу № 042/06/33-878/2021).
А комиссия Белгородского УФАС России в решении от 08.12.2021 по делу № 031/06/64-846/2021 пришла к выводу, что заказчик вправе самостоятельно определить код ОКПД2, максимально точно описывающий объект закупки, и не нашла правонарушения в том, что при закупке «дозатора для мыла» (не являющегося медицинским изделием) заказчик не применил позицию КТРУ 21.20.10.159-00000002 и составил описание закупки в соответствии со ст. 33 Закона № 44-ФЗ, установив код по ОКПД2 22.29.23.130 «Предметы туалета пластмассовые прочие».
Однако в решении Московского областного УФАС России 29.06.2022 по делу № 050/06/105-23088/2022 было признано неправомерным установление заказчиком кода ОКПД2 32.50.13.190 «Инструменты и приспособления, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В МЕДИЦИНСКИХ ЦЕЛЯХ, прочие, не включенные в другие группировки» вместо применения имеющейся в КТРУ позиции 21.20.10.159-00000002 «Дозатор для мыла / дезинфицирующих средств».
Если закупается дозатор для мыла как бытовая емкость, а не медицинское изделие, и заказчик готов доказать данный факт на заседании комиссии УФАС, то в таком случае описание объекта закупки может быть составлено на основании ст. 33 Закона № 44-ФЗ, с применением наиболее подходящего кода ОКПД2 (при отсутствии соответствующей позиции КТРУ).
Ответ на вопрос о необходимости предоставления регистрационного удостоверения при поставке рассматриваемого товара также зависит от того, закупается ли изделие для медицинских целей или для бытового применения.
Например, участник закупки обжаловал требование о предоставлении регистрационного удостоверения, установленное при осуществлении закупки № 0177200000921003933. Он представил ответ на запрос, направленный им в ФГБУ «Национальный институт качества» Росздравнадзора, согласно которому дозатор для мыла / дезинфицирующих средств не относится к медицинским изделиям, в связи с чем регистрационное удостоверение на данное изделие не требуется.
Однако заказчик пояснил, что согласно приложению № 1 к приказу Минздрава России от 06.06.2012 № 4н «Об утверждении номенклатурной классификации медицинских изделий» дозатор для мыла / дезинфицирующих средств относится к группе «вспомогательные и общебольничные медицинские изделия», код вида медицинского изделия 103650. Данное изделие планируется к использованию в операционных, процедурных кабинетах, кабинетах врачей, в больничных палатах.
Комиссия УФАС отметила, что из ответа ФГБУ «Национальный институт качества» Росздравнадзора также следует, что в случае, если дозатор используется перед операциями, вмешательствами и процедурами, он может быть отнесен к медицинским изделиям. Поэтому требование заказчика о предоставлении регистрационного удостоверения при поставке МЕДИЦИНСКОГО ИЗДЕЛИЯ «дозатор для мыла / дезинфицирующих средств» было признано не противоречащим Закону № 44-ФЗ.
Таким образом, если предметом закупки является МЕДИЦИНСКОЕ ИЗДЕЛИЕ «дозатор для мыла / дезинфицирующих средств», то в извещении о закупке необходимо установить требование о предоставлении регистрационного удостоверения на данный товар (см. решения Забайкальского УФАС России от 25.03.2022 по делу № 075/06/105-97/2022, изв. № 0891200000622001181).
Если же закупается дозатор, не являющийся медицинским изделием, требование о предоставлении регистрационного удостоверения неправомерно.
На вопрос отвечала
эксперт электронной информационной
системы ПРОГОСЗАКАЗ.РФ
Евгения Васильева.