ВОПРОС
Закупаемые нами работы по благоустройству территории включают в себя уборку улиц механизированным и ручным способом. В соответствии с какой позицией приложения к ПП РФ № 2571 — поз. 9 («благоустройство территории») или поз. 18 («работы по ремонту, содержанию автомобильной дороги») — следует установить дополнительные требования к участникам закупки? Финансирование закупки происходит по статье «благоустройство».
ОТВЕТ
Согласно п. 6 приказа Минтранса России от 16.11.2012 № 402 в состав работ по содержанию автомобильных дорог входят в т. ч.:
• поддержание полосы отвода, обочин, откосов и разделительных полос в чистоте и порядке; очистка их от мусора и посторонних предметов с вывозом и утилизацией на полигонах;
• очистка проезжей части от мусора, грязи и посторонних предметов, мойка покрытий;
• очистка от пыли и грязи элементов мостового полотна и тротуаров, подферменных площадок, опорных частей, элементов пролетных строений, лестничных сходов, опор, тоннелей и других искусственных сооружений.
Что именно относится к работам по благоустройству территории, определяется муниципальными правилами благоустройства.
Уборка улиц при определенных обстоятельствах может быть отнесена как к работам по благоустройству территории, так и к работам по содержанию дорог.
Для ответа на вопрос о необходимости установления дополнительных требований к участникам в соответствии с поз. 9 приложения к ПП РФ № 2571 необходимо выяснить, относится уборка улиц к деятельности по благоустройству территории в вашем муниципальном образовании. В случае утвердительного ответа необходимо установить дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с поз. 9 приложения к ПП РФ № 2571. В пользу такого решения говорит в т. ч. и выделение средств именно на благоустройство.
Правоприменительная практика также свидетельствует о том, что контрольные органы в каждом случае принимают решения исходя из обстоятельств конкретного дела, а не какого-то универсального принципа.
Так, комиссия Ингушского УФАС России в решении от 14.02.2022 по делу № 006/06/42-89/2022 (изв. № 0114300001922000004) отказалась считать работы по механизированной уборке улиц с асфальтобетонным покрытием (дорог, тротуаров), площадей, внутриквартальных проездов «работами по ремонту и содержанию автомобильных дорог» и признала необоснованной жалобу на неустановление дополнительных требований, предусмотренных поз. 18 приложения к ПП РФ № 2571.
Решением Краснодарского УФАС России от 04.04.2022 по делу № 023/06/42-1221/2022 (изв. № 0118300018722000078) напротив, было признано необоснованным предъявление дополнительных требований в соответствии с поз. 18 приложения к ПП РФ № 2571, т. к. заказчик (городская администрация) не является получателем бюджетных средств на содержание дорожного покрытия автомобильных дорог. Работы по содержанию тротуаров и прилотковой части дорог закупаются в рамках реализации программы г. Сочи «Благоустройство территории г. Сочи», утвержденной постановлением администрации г. Сочи от 08.12.2021 № 2855. При таких обстоятельствах требование о наличии у участников закупки опыта выполнения работ по содержанию автодорог было признано незаконным и приводящим к ограничению конкуренции.
На вопрос отвечала эксперт электронной информационной системы ПРОГОСЗАКАЗ.РФ Ольга Никитина