ВОПРОС
Планируется электронный аукцион на содержание и техническое обслуживание фонтанов. Нужно ли устанавливать дополнительное требование к участникам закупки в соответствии с поз. 14 приложения к ПП РФ от 29.12.2021 № 2571?
ОТВЕТ
Согласно п. 14 приложения к ПП РФ № 2571 при закупке услуг по техническому обслуживанию зданий, сооружений устанавливаются дополнительные требования о наличии опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего выполнение соответствующих работ, причем стоимость выполненных работ по договору должна составлять не менее 20 % НМЦК проводимой закупки. Дополнительное требование, предусмотренное рассматриваемой позицией приложения к ПП РФ № 2571, устанавливается при НМЦК свыше 1 млн руб. (см. подп. «а» п. 3 ПП РФ № 2571).
Осталось разобраться, относится ли фонтан к «сооружениям».
Согласно п. 23 ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» сооружение — это результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и/или подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
Исходя из этого определения сооружение имеет следующие признаки:
1) создано в результате строительства (объекты капитального строительства могут создаваться только в процессе строительства: см. п. 10, 13 ст. 1 ГрК РФ);
2) является объемной, линейной (например, железная дорога) или плоскостной (например, парковочная площадка) строительной системой;
3) может иметь как надземную, так и подземную и/или наземную часть;
4) имеет несущие, а в отдельных случаях ограждающие строительные конструкции;
5) используется для следующих целей:
• различные производственные процессы;
• хранение продукции;
• временное пребывание людей;
• перемещение людей и грузов.
Таким образом, решение об установлении дополнительных требований по п. 14 приложения к ПП РФ № 2571 зависит от того, отвечает ли планируемый к обслуживанию фонтан вышеуказанным признакам. В случае утвердительного ответа дополнительные требования подлежат установлению.
В качестве примера приведем решение Краснодарского УФАС России от 17.03.2022 по делу № 023/06/42-944/2022 (изв. № 0318300119422000110):
«Фонтаны, для которых закупаются услуги по техническому обслуживанию, состоят из надземной части (чаша) и подземной части (насосная комната, фундамент).
Фонтанная чаша — это железобетонная монолитная конструкция, имеющая прочную связь с землей посредством монолитного железобетонного фундамента.
Насосная комната — неотъемлемая часть фонтана и согласно ГОСТ 19185-73 «Гидротехника. Основные понятия» является гидротехническим сооружением. Она размещается в отдельно стоящих зданиях или пристройках либо непосредственно в защищаемых зданиях на первом, цокольном или на первом, подземном этаже. Насосная комната должна иметь отдельный выход наружу или на лестничную клетку, имеющую выход наружу.
В связи с вышеизложенным весь комплекс сооружений (фонтан и насосная станция) представляет собой единый технологический комплекс. Таким образом, рассматриваемые фонтаны являются объектами недвижимости, как стационарные сооружения, построенные на основании проектной документации и смонтированные на специально возведенных для них фундаментах. К фонтанам подведены стационарные коммуникации по электро- и водоснабжению. Перемещение фонтанов без причинения им несоразмерного ущерба для использования по назначению невозможно. Фонтаны внесены в реестр прав на недвижимое имущество.
Соответственно, рассматриваемые фонтаны не относятся к малым архитектурным формам, не регулируются приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 02.03.2017 №597/пр «О формировании классификатора строительных ресурсов», имеют значительно иные качественные и технические характеристики. Они относятся к объектам недвижимости и являются сооружениями (объектами капитального строительства).
Следовательно, заказчик правомерно установил дополнительные требования к участникам закупки по п. 14 приложения к ПП РФ № 2571».
На вопрос отвечала эксперт
учебного центра ПРОГОСЗАКАЗ.РФ
Елена Чернюк