ВОПРОС
При закупке медицинских перчаток в соответствии с ПП РФ № 617 установлено требование о предоставлении в составе заявок сертификата по форме СТ-1 или указании номеров реестровых записей из российского или евразийского реестра промышленных товаров. Одним из участников предложен товар производства Республики Казахстан и предоставлен сертификат CТ KZ. Правильно ли понимаю, что указанный сертификат допускается к использованию вместо сертификата по форме СТ-1?
ОТВЕТ
Действительно, в силу п. 2 Решения Евразийского межправительственного совета от 10.04.2020 № 2 «О внесении изменения в Решение Евразийского межправительственного совета от 12 августа 2016 г. № 5 и о применении сертификата о происхождении серийной продукции» установлено, что с даты вступления в силу настоящего Решения по 1 августа 2022 г. включительно при перемещении с территории Республики Казахстан на территории других государств — членов ЕАЭС товаров, произведенных на территории Республики Казахстан и включенных в перечень согласно приложению № 1, вместо сертификата о происхождении товаров формы СТ-1 допускается использование сертификата о происхождении серийной продукции (сертификатов CТ KZ).
Проблема в том, что в указанный Перечень не включены медицинские перчатки, в связи с чем формально заявка такого участника не соответствует требованиям п. 7 ПП РФ № 617 и должна быть приравнена к иностранной заявке. Поэтому если по результатам рассмотрения заявок окажется, что как минимум две заявки, соответствующие требованиям извещения о закупке, соответствуют также и требованиям п. 2 ПП РФ № 617, рассматриваемая заявка с сертификатом CТ KZ наряду с иными «иностранными» заявками будет подлежать отклонению.
Данный вывод подтверждается и правоприменительной практикой. Приведем пример правовой оценки из решения Алтайского краевого УФАС по делу № 022/06/69-562/2021 от 06.07.2021 (изв. № 0117400000321000022):
«Сертификат о происхождении товара от 23.11.2020 № KZ 0 116 00370 выдан по форме CT-KZ, что не соответствует форме СТ-1, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в СНГ от 20 ноября 2009 г. Таким образом, среди поданных заявок нет двух заявок, которые содержали бы предложение о поставке товаров двух различных российских или евразийских производителей, в связи с чем положения п. 2 ПП РФ № 617 не могут быть применены».
Вместе с тем встречаются и иные решения контролирующих органов. Так, комиссия Челябинского УФАС России в решении от 26.10.2021 по делу № 859-ж/2021 (изв. № 0369100040221000060) пришла к прямо противоположным выводам:
«Соглашение о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств содержит информацию о том, что с 16 апреля 2020 г. по 1 августа 2022 г. включительно при перемещении с территории Казахстана на территории других государств — членов ЕАЭС отдельных категорий товаров вместо сертификата формы СТ-1 допускается использование сертификата о происхождении серийной продукции.
Приказом Министра торговли и интеграции Республики Казахстан от 13.07.2021 № 454-НК утверждены Правила по определению страны происхождения товара, статуса товара Евразийского экономического союза или иностранного товара, выдаче сертификата о происхождении товара и отмене его действия, установлении форм сертификата по определению страны происхождения товара (далее — Правила KZ).
Согласно Правилам KZ сертификат о происхождении товара формы «CT-KZ» оформляется, удостоверяется и выдается уполномоченной организацией на товары:
1) подвергнутые достаточной переработке в соответствии с критериями достаточной переработки товара и вывозимые с территории специальных экономических зон и свободных складов на остальную часть территории Республики Казахстан;
2) произведенные или подвергнутые достаточной переработке в соответствии с критериями достаточной переработки товара на территории Республики Казахстан и реализуемые на территории Республики Казахстан.
Из содержания Правил KZ следует, что форма «СТ-KZ» является документом, подтверждающим, что страной происхождения товара является Республика Казахстан.
Следовательно, с учетом наличия двух заявок, соответствующих требованиям п. 2 ПП РФ № 617, комиссия заказчика приняла правомерное решение об отклонении заявок, в составе которых отсутствуют документы и сведения, предусмотренные п. 2 указанного постановления».
В связи с наличием противоречивой правоприменительной практики рекомендуем при принятии решения по рассматриваемому вопросу учитывать позицию вашего контрольного органа.
На вопрос отвечала эксперт
учебного центра ПРОГОСЗАКАЗ.РФ
Елена Чернюк