Закупаем в лизинг товар, подпадающий под действие Приказа № 126н.
ВОПРОС ДНЯ Закупаем в лизинг товар, подпадающий под действие Приказа № 126н. Нужно ли в извещении об электронном аукционе выделять предмет лизинга отдельной строкой с указанием его характеристик, цены и кода ОКПД2, а также устанавливать условия допуска в соответствии с Приказом № 126н? И возможно ли применение Приказа № 126н лишь по одной из позиций спецификации (в части стоимости только самого товара, но не услуг по его финансовой аренде)?
ОТВЕТ Обязанность выделять в извещении ОКПД2 отдельно для услуг лизинга и отдельно для предмета лизинга напрямую не установлена. Указание единого кода ОКПД2 для всего объекта закупки в целом обычно не вызывает нареканий у контрольных органов.
По мнению Минфина России, Приказ № 126н не применяется при осуществлении закупок работ, услуг (в случае, если предметом контракта является выполнение работ, оказание услуг), в т. ч. для выполнения, оказания которых используется товар (см. письмо ведомства от 15.04.2019 № 24-02-05/26879). Иными словами, если товар, подпадающий под действие Приказа № 126н, будет ИСПОЛЬЗОВАН при указании услуг, то устанавливать условия допуска не нужно.
Некоторые контрольные органы делают акцент на том, что лизинг — это оказание УСЛУГ финансовой аренды, и со ссылкой не неприменение Приказа № 126н при закупке работ и услуг обосновывают неустановление условий допуска при приобретении товаров в лизинг (см., например, решение Ульяновского УФАС России от 15.07.2020 по делу № 073/06/14-372/2020, изв. № 0168300003920000081).
Однако в результате оказания лизинговых услуг лизинга товар будет ПОСТАВЛЕН заказчику. Таким образом, в данном случае речь идет именно о ПОСТАВКЕ товара, а не о его использовании при оказании услуг. Следовательно, заказчику нужно будет установить условия допуска иностранных товаров к участию в закупке в соответствии с Приказом № 126 даже в том случае, если код ОКПД2 для поставляемого товара в извещении не выделен. На это указывает и большинство контрольных органов.
Так, комиссия Чувашского УФАС России в решении от 17.06.2021 по делу № 021/06/64-625/2021 (изв. № 0815300003221000454) пришла к выводу о правомерности установления заказчиком условий допуска в соответствии с Приказом № 126н при закупке в лизин системы освещения в образовательных организациях города Чебоксары, т. к. соответствующие товары включены в приложение к данному приказу.
А решение Калининградского УФАС России от 03.08.2022 № 039/06/48-672/2022 (изв. № 0335200014922001667) основывалось на анализе положений проекта контракта, согласно которым «в случае полного исполнения сторонами своих обязательств, по истечении срока лизинга, при условии уплаты лизингополучателем лизингодателю всех лизинговых платежей по контракту, выкупной цены имущества, право собственности на имущество передается лизингодателем лизингополучателю. Переход имущества в собственность лизингополучателя в последний день срока лизинга оформляется актом об окончании лизинга».
Отсюда был сделан вывод, что после погашения всей суммы предусмотренных договором лизинга лизинговых платежей заказчик поставит оборудование на баланс учреждения. Следовательно, конечной целью закупки является приобретение оборудования в собственность, а значит заказчик правомерно установил ограничения допуска в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 и условия допуска в соответствии с Приказом № 126н.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации целесообразно установить условия допуска в соответствии с Приказом № 126н. Если победителем электронного аукциона станет участник закупки, предложивший к поставке иностранный товаром, а среди признанных соответствующими заявок будет хотя бы одна заявка с предложение о поставке товара из ЕАЭС, то придется снижать на 15 или 20 % всю цену контракта, предложенную участником закупки, поскольку иного Приказ № 126н попросту не предусматривает.
На вопрос отвечала эксперт электронной информационной системы ПРОГОСЗАКАЗ.РФ Ольга Никитина.